вторник, 28 февраля 2012 г.

Отмена ЕГЭ

Добрый день, уважаемые педагоги!

Проблему, которую я сейчас подниму в данном топике - вы все знаете. Это проблема сдачи ЕГЭ школьниками.
Уравниловка, психологическое давление, в большей степени не готовность учеников сдавать "самый важный экзамен в жизни" - вот основные недостатки этих тестов.
В данный момент я работаю учителем информатики в школе, школа не профильная. ЕГЭ по информатике, как показала статистика по району - выбирают очень редко. Но речь идет не только про информатику.

Лично я  - за отмену данного "состязания на вылет", и возвращение обычной билетной системы сдачи экзаменов.
Со дня внедрения ЕГЭ прошло уже довольно много времени, но еще не поздно что-то изменить, просто потому, что именно мы, учителя, отвечаем за будущее каждого ребенка. А со сдачей ЕГЭ это будущее становится сомнительным...

Пробовать времени уже нет, нужно действовать. А действовать нужно сообща и начать стоит с обсуждения проблемы и включения обоснованной критики в список, который  далее преобразуется в обращение к вышестоящим сего государства. (открытое письмо)

Раз уж мы здесь живем - мы вправе изменить ход событий.
Если не мы - то кто-то за нас решит как нам жить и поступать!

Спасибо за внимание и надеюсь на поддержку.

6 комментариев:

  1. Доброго времени суток.

    Скажите пожалуйста, что такое «уравниловка»?
    Психологическое давление разве является чем-то плохим? Любое решение сопровождается подобным. И абсолютно любой экзамен в ВУЗе.
    Аналогично и с «самым важным экзаменом в жизни»:
    ну какой он самый важный? Каждая экзаменационная сессия является не менее важной в жизни.

    Ещё мне интересно, что это за школьники, которые не могут сдать ЕГЭ, и за которых вы так беспокоитесь? Неужели не очевидна всем и каждому элементарность заданий в ЕГЭ? Что бы сдать математику больше, чем на 60 баллов — достаточно небольшого желания, и полугода на подготовку.
    Для сдачи ЕГЭ по информатике нужно и того меньше времени. Если вы согласны с этим, то о ком же вы так беспокоитесь? О тех, кто не смог сдать на минимальные баллы? Тогда у меня простой вопрос:
    кому они нужны в ВУЗах? Вы осознаете, во сколько раз программа в ВУЗе сложнее того, что они учат в школе? Я не возьмусь утверждать за гуманитарные специальности, и говорю лишь про технические.
    То, что с трудом осиливают школьники средних школ с 5-го по 11-й классы с таким скрипом в ВУЗах считается почти естественным языком. И если вы со мной согласны и тут, то вы вполне готовы сделать вместе со мною вывод:
    эти люди, не сумевшие сдать ЕГЭ даже на минимальные баллы не нужны в ВУЗах ни-ко-му. Ибо они не в силах постигать с какой бы то ни было вменяемой скоростью то, что дают в ВУЗах. Мы итак уже сползли к тому, что студентам приходится разжевывать абсолютно всё, а экзамены ставить не за мозги, а за посещаемость и повторение нарешенного на семинарах.
    Как-то я всё это растянул. Подытожу:
    не сумевших сдать ЕГЭ нужно сразу же отправлять в ПТУ и колледжи.

    З.Ы. Я бы даже поднял планку до 200 (а может и 220) баллов для технарей.
    З.Ы.Ы. Не стоит так же волноваться и за «самых одаренных», якобы отсеиваемых экзаменом, который «не для них». Для них есть олимпиады, и точка.

    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >>>Скажите пожалуйста, что такое «уравниловка»?

      Раньше не было выравнивания всех "по одному уровню": педагог в школе прекрасно знает своих учеников, их индивидуальные особенности, количество и качество знаний, которыми они обладают. Одного ученика лучше спросить про одно, не спрашивая про то-то, второму ученику - дать чуть больше времени на подготовку, и разрешить подсматривать в листок.

      ЕГЭ оценивает только знания и умения решать. Как человек сдает, что при этом говорит, показывает ли он зубрежку или уверенное знание - это ЕГЭ не оценивает. Традиционный экзамен это годами сложившаяся система оценивания знаний и умений, в отличии от Тестов. Традиции и консерватизм - это экзамен по билетам!

      С каждым годом - растут требования к экзаменуемому.

      Есть Коля - у Коли семья, в которой мама историк-искусствовед и папа инженер претендующий на должность руководителя проекта в крупной компании. А есть Вася, у Васи мама воспитательница, а папа рабочий на заводе. Вы наверное догадались - развитие Коли и Васи не может быть на одном уровне, они оба попадают под гнет "уравниловки" и ломается именно Вася.

      Все выглядело бы иначе, если ЕГЭ осталось только в спец.школах и лицеях куда попал бы Коля, а Вася оказался бы в среднестатистической школе. У обоих появляется шанс закончить школу отличниками и занять свое место в жизни, не проходя ломающую уравниловку.

      >>>Психологическое давление разве является чем-то плохим? Любое решение сопровождается подобным. И абсолютно любой экзамен в ВУЗе.

      Психологическое давление - это плохо. Чтобы сдать экзамен, уже не достаточно просто знать и уметь, нужно пройти психологическую подготовку. Нужна ли такая подготовка в 11 классе? У детей и так стрессовое состояние, зачем спрашивается нагнетать сверх того?

      Вы не учитываете одного - они еще дети, и не все способны принимать решения. Для детей группы риска, а именно для Неуверенных детей - именно самостоятельный выбор является критичным при сдаче экзамена. Педагог предметник должен быть как минимум с образованием психолога, чтобы вести ученика, научить его самостоятельно выбирать. Вы являетесь педагогом? Вы знаете сколько у Вас таких детей?

      В ВУЗе молодые люди уже знают на что идут и сдают каждый год не ЕГЭ, а те же экзамены по билетам.

      >>>Каждая экзаменационная сессия является не менее важной в жизни.

      Вы недооцениваете важность первого серьезного экзамена, которую преподносят ученикам школы.

      >>>Неужели не очевидна всем и каждому элементарность заданий в ЕГЭ?

      Такие элементарные, что "пол года готовиться надо".

      >>>Для сдачи ЕГЭ по информатике нужно и того меньше времени.

      Для сдачи ЕГЭ по информатике нужно знать материал за все классы обучения и готовиться начинать уже в 10 классе. И по хорошему - занимать призовые места на олимпиадах по программированию, для решения задач части C.

      Все что сказано выше - это мой личный опыт преподавания, результат прохождения курсов по подготовке учеников к ЕГЭ. Далее я выдержки из заявлений:

      "Чрезмерное увлечение тестами приводит к изменению всего процесса образования. Вместо глубокого изучения основ наук мы получаем грубое натаскивание на правильное решение тестовых заданий. Как следствие – учащиеся старших классов практически прекращают работать в штатном режиме и все усилия направляют на подготовку к ЕГЭ.

      Тестовая форма имеет право на существование. Но только в качестве рабочего инструмента преподавателя для корректировки учебного курса." Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков (ссылка http://file-rf.ru/context/243)

      Анатолий Беляков "За отмену ЕГЭ!" http://beliakov.net/mediactivist/ege.html



      ВЦИОМ: Четверть россиян выступают за отмену ЕГЭ http://top.rbc.ru/society/19/09/2011/616198.shtml

      С уважением, Роман.

      Удалить
    2. Доброго времени суток.
      Отвечаю:

      > педагог в школе прекрасно знает своих учеников
      Именно. Сильных учеников он сильно не тревожит, им не сложно сдать, они и так это знают.
      Средним — средне. Слабых педагог либо подтягивает (пусть до средних), либо же не трогает. Вариант с заваливанием двоечника не будем рассматривать — он редок.
      Что же мы получаем?
      Тем, кто хорошо готовился к экзамену (11 - 5 = 6 лет) — легко.
      Тем, кто средне — средне.
      Тем, кто плохо готовился — тяжело.
      Надеюсь, очевидно, что ЕГЭ не меняет ситуацию?

      > ЕГЭ оценивает только знания и умения решать.
      ЕГЭ — самый первый из уровней отсева элиты(в теории), которая должна выходить из ВУЗов. Этот этап можно пройти как угодно. К тому же, где нужно — есть устные экзамены.
      Чаще всего, кстати, кроме ЗНАНИЙ и умения решать конкретные задания ни один преподаватель дать ученику не может, если исключить совместную работу, которая дарит ученику ещё и реальный опыт.

      > С каждым годом - растут требования к экзаменуемому.
      Причины этого очевидны, я указывал их в своем первом комментарии: слишком много людей в ВУЗах. ЛИШНИХ людей.

      > Пример с Колей и Васей.
      Если Вася, Коля или даже Оля хочет идти в ВУЗ, значит у неё в голове должны быть знания. ВУЗ — не социальная ступень, это место, где УЧАТ.
      Если любой ребенок по каким-то причинам не может пройти экзамены в учебное заведение одного уровня, он спускается на уровень ниже. Так было и до ЕГЭ.
      Кто их родители в данном случае значения не имеет.
      И умоляю: не вспоминайте про взятки, и мошеннические способы, есть они или нет. Пост совсем не о том.

      > У обоих появляется шанс закончить школу отличниками
      Отличниками заканчивают отличники.
      Вам стало бы легче, если бы про человека, сдавшего на N и больше баллов, говорили: «Он закончил 9 классов на отлично!», а про тех, кто сдал на max баллов говорили: «Он сдал все 11 классов на отлично!»? Подобное разделение — оно есть, просто не оглашается.
      Если бы Вася (мы окрестили тут его как ученика средних умственных способностей) был отличником втечение 9-ти классов СОШ, он бы прошел, уверяю вас, минимальный рубеж в ЕГЭ. Он мог бы и на «хорошо» написать ЕГЭ, если вы позволите мне такое неформально отображение баллов в оценки.
      Так что, эта проблема так же достаточно надумана.

      > Психологическое давление - это плохо.
      А жизнь — это вредно.
      Я никогда не понимал вот этого.
      > Вы не учитываете одного - они еще дети
      В 11 классе? Дети? Увольте.
      Формально, может они и не взрослые, но они и не дети.

      Удалить
    3. > Вы являетесь педагогом?
      Вот тут я, наверное, ввел вас в заблуждение.
      Я не педагог, нет. Я студент 2-го курса специальности «Прикладная математика» одного из НИТУ нашей столицы, чем и горжусь. Зовут меня Алексей. Будем «знакомы».

      > В ВУЗе молодые люди уже знают на что идут и сдают каждый год не ЕГЭ, а те же экзамены по билетам.
      Что значит «те же»? К ЕГЭ есть типовые билеты. У нас они тоже бывают, но редко. Если же вы подразумеваете, что билеты повторяются — вы глубоко ошибаетесь. Преподаватели не ленятся, и придумывают каждый год новые. И так почти по каждому предмету.
      И как так, мы знаем, на что идем? Откуда? Или, скорее, «в каком смысле?».
      Я повторюсь:
      Студенты каждую сессию сдают экзамен, который в несколько раз сложнее ЕГЭ.
      Я опять же не говорю за все ВУЗы — где-то очень легко всё сдать, да, я знаю о такой практике. Но подобное рождено лишь низким уровнем поготовки поступающих и большим количеством таких поступающих. Проще: попадают все подряд.
      От этого ВУЗов стало слишком много (точнее будет сказать, их не убавилось после 1991 года, хотя должно было), качество и уровень образования упал. Не только от этого, конечно же.

      > Вы недооцениваете важность первого серьезного экзамена, которую преподносят ученикам школы.
      Я не недооцениваю его важность, я не так давно сдавал ЕГЭ.
      В конце концов, у них есть ГИА, которое готовит их к этому, вы можете давать им контрольные работы, которые своей серьезностью/сложностью будут бить ЕГЭ, дабы показалось оно потом им легким и быстрым.

      > Такие элементарные, что "пол года готовиться надо".
      Такие элементарные, что за полгода подготовиться МОЖНО. Срок же, данный на подготовку, превышает необходимый в ЧЕТЫРНАДЦАТЬ раз! 11 - 4 = 7 лет.
      Честное слово, образумься я, и начни я учиться в 5 классе, я бы сейчас писал диплом. Но так получилось, и на подготовку я использовал лишь 4 месяца.

      > Для сдачи ЕГЭ по информатике нужно знать материал за все классы обучения и готовиться начинать уже в 10 классе. И по хорошему - занимать призовые места на олимпиадах по программированию, для решения задач части C.
      Люди, которые занимают призовые места на олимпиадах по программированию от региональных и выше решают Ц часть ЕГЭ по информатике за 20-40 минут, при этом успевая заварить кофе.
      И я знаю, о чем я говорю, я занимаюсь спортивным программированием относительно плотно, и вижу своих соперников. Я им не то что не ровня... Они, бывает, даже слишком сообразительны.

      > Вместо глубокого изучения основ наук мы получаем грубое натаскивание на правильное решение тестовых заданий.
      Я отлично понимаю, что текст расчитан не на людей, понимающих основы наук, которые затрагиваются дисциплинами ЕГЭ.
      Фраза очень общая, и всё же:
      Основа науки — чаще всего самая сложная для изучения часть науки. За ней только bleeding edge.
      Ко всему прочему — они же школьники. Не аспиранты, не доктора. ШКОЛЬНИКИ.
      Всё, что им нужно — умение быстро впитывать материал, и быть готовым к принятию ВУЗовской программы.
      Для этого не нужно даже слова «наука» употреблять. Разве что на вводных уроках.



      И хотелось бы уточнить:
      Я ни в коей мере не за ЕГЭ. Но мы с вами по разные стороны баррикад.
      Я считаю, что у ЕГЭ слишком высока пропускная способность. Проблема лежит глубже системы образования, она в системе ценностей. Все хотят получить высшее, и т.д.
      ЕГЭ должно отбрасывать почти всех, как это делают серьезные олимпиады.
      В прошлый раз я говорил про установку некоторого барьера. Знаете, 220 баллов — это минимум, на котором должен стоять этот барьер. К слову, меня бы этот минимум не пропустил — я набрал всего 207 баллов за 3 экзамена. И я не особо достоит учиться там, где учусь.

      Всего наилучшего. С уважением, Алексей.


      З.Ы. Прошу прощения, что в 2-х частях, но тут ограничение — 4096 символов.

      Удалить
    4. "педагог в школе прекрасно знает своих учеников, их индивидуальные особенности, количество и качество знаний, которыми они обладают. Одного ученика лучше спросить про одно, не спрашивая про то-то, второму ученику - дать чуть больше времени на подготовку, и разрешить подсматривать в листок."

      странно видеть, что вы открыто настаиваете на праве экзаменующего устанавливать планку для каждого ученика по собственному усмотрению. просто добавьте в эту картину задушевный разговор с родителями и пухлый конвертик, и станет очевидно, почему это неприемлимо.

      Удалить
    5. Пухлый конвертик тут не при чем, не стоит об этом, иначе всё уйдет в сторону от темы.
      На самом деле парадигма с единой для всех планкой — это не единственный вариант.
      Так же мы можем положиться на опытность, знания, чуткость, и даже, если угодно, мудрость преподавателя, отдав ему ученика на некоторое время, после чего экзаменующий вынесет вердикт. Но тогда возникает проблема со временем и тяжестью задачи. Общая планка потому и пришла, что на первом этапе просеивания нужно как-раз вытащить лишь самых крупных неумех. Лично с ними поговорят, когда нужно будет.
      На ФизФаке МГУ это сделают при поступлении, где-то в другом месте это сделают во время защиты диплома, или же и вовсе в аспирантуре.

      Удалить